Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
К 125-ЛЕТИЮ БОРИСА ПАСТЕРНАКА
газета «Вузовский Вестник», №3 (219) 1–15 февраля 2015, стр.13
Известный российский поэт, писатель и переводчик Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля 1890 г. в высококультурной еврейской семье, приехавшей в древнюю столицу России годом раньше из Одессы.

«Борис Пастернак»Он был старшим из четырех детей академика живописи (2 брата и 2 сестры) Леонида Пастернака и талантливой пианистки Розалии Пастернак. К ним были вхожи: художники Исаак Левитан и Михаил Нестеров, писатель Лев Толстой, композитор Александр Скрябин, немецкий поэт Райнер Рильке и многие другие выдающиеся деятели культуры. Детство Бориса Пастернака проходило в атмосфере общего семейного увлечения живописью, музыкой и литературой. Причем, сам маленький Борис более всего увлекался музыкой.

В гимназию Пастернак идет поступать в 1900 г., но реально попадает туда в 1901 г. экстерном и сразу во 2-й класс. Интересно, что в этой же самой 5-й московской гимназии учился такой известный впоследствии поэт, как Владимир Маяковский. Будучи гимназистом, Борис Пастернак все школьные годы усердно занимается музыкой под руководством И. Энгеля и Р. Глиэра. Однако, несмотря на все старания, у него остаются сомнения в абсолютности своего музыкального слуха.

В 1908 г., по окончании гимназии с золотой медалью, Борис Пастернак решает кардинально изменить свою судьбу и поступает на фи­лософское отделение Московского универ­ситета. Однако и здесь его продолжают терзать сомнения в правильности выбора жизненного пути.

Летом 1912 г. студент Пастернак уезжает за границу. Там он изучает философию в Марбургском университете, но бывает и в Венеции, где продолжает музыкальные занятия. Однако, вместо призвания к философии или музыке, он, вдруг, начинает раскрывать в себе достаточно серьезные таланты в поэзии и прозе. Первый же сборник стихов Пастернака, опубликованный в 1913 г., выдвигает его в число поэтов, подающих большие надежды .

С 1914 г., после возвращения в Москву, Борис Пастернак становится активным участником растущих, как грибы, литературных кружков. После октябрьской революции 1917 г. он на некоторое время примыкает к новой литературной группе «ЛЕФ», руководимой ценящим его талант поэтом-футуристом Владимиром Маяковским. В этот период Пастернак публикует такие положительно воспринятые революционной публикой и критикой поэмы, как «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Однако серьезные занятия революционной тематикой не мешают поэту увлекаться литературным модернизмом, оставляющим заметный отпечаток на его раннем творчестве. В 1922 г выходит книга Пастернака «Сестра моя жизнь», а следующую большую работу он посвящает образу Ленина, в том же году опубликовывая свою новую книгу - «Высокая болезнь».

В 20-е годы, начале 30-х годов поэтические произведения Пастернака положительно воспринимаются советской общественностью. Он считается одним из лучших отечественных поэтов, принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 г. выступает с высокой трибуны на его первом съезде. Большой однотомник стихов Бориса Пастернака с 1933 по 1935 гг. переиздается ежегодно.

Однако времена менялись, и в конце 30-х годов, одновременно с ростом влияния Иосифа Сталина и его авторитарных методов руководства страной, в печать выходят стихотворения Пастернака, посвященные «отцу всех народов». Однако, несмотря на столь щедрую «дань политике», довольно скоро отношение советской власти к поэту Борису Пастернаку начинает ужесточаться. Его все чаще «уличают» в отходе от «линии партии и правительства».

Однако, несмотря на все нападки, Пастернак в зрелый период своего творчества постепенно избавляется от «избитых стандартов», соблюдения которых требует от него советская общественность и литературная критика. В 40-е годы Борис Пастернак, не желающий без конца приспосабливаться к сиюминутной политической реальности, решается на отход от поэзии к прозе, точнее - к иностранной литературе. Так появляются его знаменитые переводы грузинских поэтов, трагедий Шекспира и «Фауста» Гете.

В 1941 г. начинается ВОВ и Борис Пастернак, откликаясь на эти тяжелейшие события, пишет патриотические стихи, которые входят в его цикл «Стихи о войне». После окончания ВОВ он создает и публикует еще два цикла стихов – «Когда разгуляется» и «Стихи из романа».

Так постепенно, с годами изменяется мировоззрение известного советского поэта Бориса Пастернака. А, в результате всех этих внешних «метаморфоз» и внутренних поисков, появляется на свет его знаменитый роман «Доктор Живаго». В отличие от прежних поэтических работ, данное произведение Бориса Пастернака написано в прозе, хотя в нем есть и некоторые стихотворные «включения». Роман создавался автором в течение 10 лет с 1945 по 1955 г. На страницах этого грандиозного произведения разворачиваются драматические события в России от самого начала ХХ века и до преддверия Второй мировой войны. Роман «Доктор Живаго» стал результатом давних попыток Пастернака создать произведение о судьбах своего поколения, в котором затрагиваются такие грани бытия, как вопросы жизни и смерти, до­бра и зла, веры и безверия.

В Советском Союзе роман «Доктор Живаго» изначально попадал под запрет, и Борису Пастераку пришлось издавать его за границей: в Италии - в 1957 г., позже - в Англии и Голландии. Прочесть его на родине писателя можно было только в самиздате. В силу всех этих причин, многие соотечественники не захотели или не смогли понять глубокой сути лучшего творения Пастернака, подходя к философским идеям автора с политической точки зрения, дескать, судя по роману, «Октябрьская революция — это недоразумение и лучше было её не делать».

Советская власть сочла роман «Доктор Живаго» произведением антисоветским, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особенно подогрел ситуацию тот факт, что Пастернаку именно за данное произведение была присуждена международная Нобелевская премия. После Бунина, он стал вторым российским писателем, удостоенным столь высокой чести. Сразу же после этого Пастернак был исключен из Союза писателей СССР, а затем подвергнут травле в печати и на «собраниях трудящихся». Его произведения перестали принимать в отечественных издательствах. От него отворачиваются многие прежние друзья, коллеги и знакомые. Ярким примером абсурдности происходящего стала фраза одного из членов Союза писателей СССР о романе «Доктор Живаго»: «Не читал, но осуждаю!»

Абсолютно по-другому этот роман был воспринят мировой общественностью. Перед Хруще­вым за Пастернака безуспешно пытались за­ступаться Джавархарлал Неру, Альбер Камю и другие выдающиеся деятели эпохи. Все эти волнения настолько сильно подрывали здоровье Пастернака, что ему пришлось отказаться от получения нобелевской премии, чтобы хоть как-то снизить накал страстей.

В 1959 году у него был обнаружен рак легких. Болезнь прогрессировала, и 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончал­ся в своем подмосковном доме в Переделкино (ныне: дом-музей Пастернака). Похороны состоялись на Переделкинском кладбище.

После смерти Бориса Пастернака травля по­степенно сменилась реабилитацией. В 1987 г. было отменено решение о его ис­ключении из Союза писателей. В 1988 г. у нас в стране вышел роман «Доктор Жива­го», а в 1989 г. сыну Пастернака были вручены диплом и медаль нобелевского ла­уреата, присужденные его отцу в 1958 г. В кон­це XX — начале XXI столетий в России были изданы сборники произведений Бориса Па­стернака, а также мемуары и различные ма­териалы, посвященные его биографии. Роман «Доктор Живаго» был дважды, в 1965 и 2002 гг., экранизирован за границей, а в 2005 г. он увидел свет на теле- и киноэкранах у нас в России.

Александр ЗИНКОВСКИЙ