Величайший поэт России появился на свет 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве, в семье дворянина, майора Сергея Львовича Пушкина, в роду которого было немало одаренных людей. Его мать – Надежда Осиповна Ганнибал – происходила тоже из не совсем обычного дворянского рода, поскольку ее прадедом был сам «арап» Петра Великого – чернокожий африканец Абрам Петрович Ганнибал, получивший инженерное образование и дослужившийся до чина генерала. И хотя африканские гены в крови Пушкина делали его кожу несколько смуглее обычного, обуславливали редкостный темперамент и придавали его внешнему облику некоторые характерные особенности, это не помешало ему приобщиться к отечественной культуре и стать замечательным русским поэтом.
Детство Александра Пушкина было тесно связано с Подмосковьем. Каждое лето он проводил в селе Захарове (под Звенигородом) у своей бабушки по линии матери. Поэтический талант проявился у маленького Пушкина рано, и его детские стихи отражали особенности того периода жизни. С 1811 г. Александр Пушкин в течение шести лет проходил обучение в Лицее, созданном в Царском Селе для дворянских детей. Здесь он встретил грозные события Отечественной войны 1812 г. против Наполеона Бонапарта. Позже он всегда вспоминал Лицей и его творческое братство, как лучшее время своей жизни, за период которого были созданы замечательные стихи. Изучая произведения классиков французской литературы и философии, юный Пушкин вдохновлялся прогрессивными идеями. Одновременно его внимание привлекали выдающиеся русские поэты и литераторы Жуковский, Батюшков и Давыдов, под чьим благотворным влиянием он оставался и после Лицея.
В 1817 г. Пушкин становится выпускником Лицея и в чине коллежского секретаря направляется в Коллегию иностранных дел. Внешне, кажется, что он ведет обычную светскую жизнь, но уже в 1819 г. Пушкин вступает в литературно-театральное сообщество «Зеленая лампа», находившееся под сильным влиянием декабристов. Многие друзья Александра Сергеевича тоже были связаны с декабристами и пользовались сочувствием поэта. В тот период Пушкин частенько сочиняет политические эпиграммы и стихи, переписывающиеся от руки и тайно распространяющиеся в обществе. Одновременно он работает над большой поэмой «Руслан и Людмила», замысел которой созрел у него еще в Лицее. Публикует он это произведение в 1920 г., причем, с неоднозначно теплым приемом у читающей публики.
Весной 1920 г. последовала реакция властей на острые эпиграммы Пушкина, задевавшие самолюбие власть имущих. Ему грозила ссылка в Сибирь или на Соловки, но, благодаря заступничеству влиятельных друзей, особенно Карамзина, неугодного поэта решили сослать в Кишинев. По пути в Бессарабию на «новое место государственной службы» (фактически, на место ссылки) Александр Сергеевич серьезно простудился, и старые друзья взяли его с собой на несколько месяцев для поправки здоровья сначала на Кавказ, затем – в Крым. Причем, это обстоятельство произвело достаточно положительное влияние на творчество поэта, ведь, именно там у него появились идеи создания замечательных поэм – «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин».
Прибыв, наконец, к месту службы в Кишинев, Александр Сергеевич встречает дружелюбный прием, способствующий подъему его творчества. Но в 1823 г. он, все-таки, начинает скучать и добивается перевода на службу в Одесскую канцелярию графа Воронцова. Хотя, по правде говоря, отношения поэта с новым начальством не сложились. Были даже слухи о романе Пушкина с графиней Воронцовой.
Однако, несмотря на все обстоятельства, одесский период жизни для Пушкина был в целом благоприятен. Находясь в этом южном городе, он увлекся Байроном и даже начал ему подражать, в то время как собственные его стихи и поэмы пользовались таким успехом, что начали приносить автору солидный доход.
В 1824 г. московская полиция вскрыла одно из писем Пушкина и нашла там «компромат», в результате чего поэта отстранили от должности и подвергли новой ссылке, теперь уже на север - в село Михайловское, Псковской губернии, принадлежавшее матери поэта. Однако новая ссылка не только не сломила Пушкина, и даже способствовала его профессиональному росту. Он всем сердцем полюбил эти край и северную русскую природу. Годы спустя он неоднократно возвращался в Михайловское, когда уставал от городской суеты или просто желал уединенья.
Это затворничество в северной глуши было для опального поэта не слишком долгим. Осенью 1826 г. вступающий на престол Николай I освобождает Пушкина из ссылки, беседует с ним тет-а-тет и, пропуская мимо ушей неосторожное высказывание поэта в поддержку своих друзей - декабристов, обещает ему свое высочайшее покровительство.
С данного момента наступает новый этап в жизни и творчестве Пушкина. Его начинает привлекать образ Петра I - сильного человека, действующего в сложную, трагическую для России эпоху. С такими мыслями он заканчивает начатый прежде роман «Арап Петра Великого» и сочиняет поэму «Полтава», достаточно холодно воспринятую критикой. Тем временем, реакционные круги по-прежнему недовольны поведением поэта-вольнодумца, и за ним устанавливается негласный полицейский надзор.
В 1928 г. Александр Пушкин знакомится с юной московской красавицей Натальей Гончаровой, влюбляется в нее «с первого взгляда» и делает предложение. Однако вместо ответа он получает от родственников девушки лишь ссылку на ее молодость, и в отчаянии уезжает на Кавказ, в то время как там идет война с Турцией. По возвращении в Москву Пушкин по-прежнему замечает настороженное отношение к себе со стороны родственников Натальи Гончаровой, которых пугает его бедность, а также репутация поэта – вольнодумца, атеиста и азартного игрока. Тем не менее, на второе предложение Пушкина Натали, наконец-то, отвечает ему согласием.
В этот момент поэт был вне себя от радости. Однако ради материального обеспечения брака Пушкин вынужден был, прежде всего, отправиться в село Болдино Нижегородской губернии, чтобы вступить там во владение деревней Кистенево, подаренной к ему свадьбе отцом. Холерные карантины задерживают поэта в глуши на целых три месяца, и в результате для него начинается самый плодотворный творческий период жизни – знаменитая «Болдинская осень». За короткий срок Пушкин успевает создать: несколько набросков критических статей, около 30 стихотворений, а также «Маленькие трагедии», «Повести Белкина, «Сказку о попе и работнике его Балде», «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина» и последние главы «Евгения Онегина».
После свадьбы чета Пушкиных некоторое время живет в Москве, затем переселяется в северную столицу. Лето они проводят на даче в Царском Селе, где Александр Сергеевич завершает свой большой роман в стихах – «Евгений Онегин». Поэт по-прежнему ведет светский образ жизни, сочиняет эпиграммы и стихи, но с 1830 г. в его творчестве, все-таки, начинает преобладать интерес к прозе. Появляются замыслы новых романов - «Капитанская дочка» и «Дубровский».
Возможно, этот неожиданный поворот творчества Пушкина от поэзии к прозе случился не без влияния семейной жизни. Ведь, до сих пор существует устойчивое мнение, что Пушкин и его молодая супруга Натали «не сошлись характерами». Так что, поэт не был по-настоящему счастлив в этом браке со светской красоткой Натали, даже, несмотря на рождение четверых детей, которых он очень любил.
И, все-таки, похоже, дело было не столько в сердечных чувствах не очень молодого и темпераментного в силу африканской примеси к своей крови поэта и его юной, но более уравновешенной супруги. Главная проблема этой блестящей во многих отношениях супружеской пары заключалась в том, что окружавшие их «злые языки» оказались «страшнее пистолета». Ведь, Александру Пушкину - этому величайшему поэту России, женатому на первой красавице Санкт-Петребурга, завидовали практически все, включая самого «царя-батюшку».
Конечно, у историков нет прямых доказательств того, что Николай I не просто так стремился приблизить к себе чету Пушкиных, а делал это потому, что «положил глаз» на юную красоту Натали, которая и сама мечтала войти в придворное общество Санкт-Петербурга с его сплетнями, блестящими салонами и роскошными балами. Государь даже распорядился ссужать поэта деньгами, дабы материальные затруднения не препятствовали его красавице - жене участвовать в светской жизни столицы. Однако самого Пушкина такая светская жизнь лишь тяготила и разоряла, поскольку гонорары за его произведения были не слишком регулярны, а долги, растущие из-за придворных забав молодой жены, надо было отдавать.
Все это усложняло и без того непростую жизнь поэта, и, в результате, он шаг за шагом впадал во все более безысходное отчаянье и безденежье. А, тем временем, реакционные правящие круги с удовольствием «подливали масло в огонь», когда в поле зрения поэта замаячила не предвещавшая ему ничего хорошего фигура блестящего кавалергарда, сына французского посла - Жоржа Дантеса. Откровенные ухаживания находившегося на царской службе офицера-иностранца за женой первого русского поэта вместе с подметными письмами «доброжелателей», в конце концов, привели к тому, что роковая дуэль между этими противниками стала лишь вопросом времени. И 27 января (8 февраля) 1837 г. это трагическое для всей отечественной культуры событие свершилось на Черной речке в пригороде Санкт-Петербурга - там, где теперь находится памятник поэту. В этот несчастливый для российской истории день Пушкин был тяжело ранен пулей Дантеса в живот и спешно привезен домой. К нему был вызван лучший дипломированный врач столицы, однако, несмотря на все усилия медицины того времени, Первый поэт России скончался через два дня в результате потери крови и перитонита.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Так отозвался на это трагическое событие другой великий российский поэт, современник Пушкина – Михаил Лермонтов.
А вот как переосмыслила прелюдию данной трагедии известный московский портретист Аида Лисенкова-Ханемайер, создавшая уже в наше время двойной потрет величайшего поэта России и его юной жены, который получил название «Счастливый Пушкин» (холст, масло, 50х70 см.).
Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, перед нами здесь раскрывается огромный внутренний мир героев. Мягкая, ненапряженная, тонкая в кисти смуглая рука поэта нежно обнимает стройную талию молодой супруги. Его лицо полно светлых мыслей, а взгляд выразительных темно-серых глаз поэта словно направлен в какие-то дали безграничного внутреннего мира. Однако Натали на этом портере не кажется нам такой же счастливой, как сам Пушкин. И хотя она охотно принимает ласку любящего ее всем сердцем супруга, мечтающего о рождении очередного ребенка, ее поза и, особенно взгляд, непредвзятому зрителю кажутся достаточно холодными и даже несколько отстраненными от текущего момента. Но, таковы уж особенности изобразительного искусства и таково мастерство кисти Аиды, что нам больше нечего сказать об этом портере, но, в то же время, в нем самом заключено и предсказано практически все, что должно неизбежно случиться…
Иллюстрация: портрет кисти художника Аиды Лисенковой-Ханемайер.