Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
К 170-ЛЕТИЮ ИЛЬИ РЕПИНА
газета «Вузовский Вестник», №17 (209) 1–15 сентября 2014, стр.15
5 августа 2014 г. исполняется 170 лет со дня рождения известного российского живописца Ильи Репина. Одно лишь упоминание этого имени пробуждает в памяти многих из нас яркие живописные картины: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали», «Портрет Льва Толстого», «Прощание Пушкина с Черным морем (пейзаж картины написан Айвазовским) и т.д.

«Илья Репин», бумага, сангина черная, 30х45 смХудожника, равного Репину по силе и универсальности таланта в нашей истории, пожалуй, трудно найти. Ведь, кроме блестящих способностей Репин имел еще и невероятное трудолюбие. Однако, каким же, все-таки, образом складывался этот упорный характер и совершенно особый стиль данного мастера? Для ответа на такие вопросы обратимся к его биографии.

Родился Илья Репин 5 августа 1844 г. в украинском городке Чугуеве в многодетной семье военных поселенцев Ефима и Татьяны Репиных, ведущих свой род от московских стрельцов. Грамоте он обучался у местных дьяка и пономаря. Причем, еще с детства было ясно, что у юного Ильи Репина имеются очень большие, можно сказать, природные способности к изобразительному искусству. С 1855 г. он занимался рисованием в топологической военной школе, а с 1857 г. обучался живописи у художника И. Бунакова.

В 1959 г. Илья Репин уже считался в Чугуеве талантливым мастером и участвовал в работе местных иконописцев в церквях. Его первой большой работой стала икона «Распятие».
Летом 1861 г. молодой Репин отправляется в Петербург и по пути в первый раз заезжает в Москву. А, затем, в его жизни начинается длинная цепочка, как правило, весьма удачных событий.

В 1863 г. Илья Репин поступает в рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, где создает известную гравюру «Запорожец за Дунаем». Его наставником становится И. Крамской, а несколько позднее молодому Репину дает уроки сам Р. Жуковский.

В 1864 – 1871 гг. Илья Репин учится в петербургской Академии художеств, куда он был принят после экзаменов как вольнослушатель. Между прочим, еще в 1865 г. ему удается получить звание свободного художника, что избавляет его, как выходца из провинциального городка, от социального положения военного поселенца. С той поры в петербургских Пенатах (личное имение Репина в курортной зоне северной столицы) хранится его картина «Наводнение в Петербурге». За время учебы он трижды приезжает на каникулы в Чугуев. В 1967 г. Репин недолго живет в Москве, стремясь приобщиться к культурной жизни древней столицы. Однако материальное положение молодого художника в годы его учебы было, все-таки, крайне тяжелым. Это была «жизнь на грани выживания».

Будучи студентом Академии художеств, а также первые годы после учебы, Репин блестяще проявляет свой талант, создавая знаменитые картины на библейские темы: «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья», «Похищение сабинянок», «Голгофа» и т.д.

Посвящал он свои живописные полотна и более прозаическим мотивам, среди которых особое место занимает живописное полотно «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.), прославившая его не только в России, но и за рубежом. Молодой Илья Репин впервые столкнулся с реальными бурлаками еще в Санкт-Петербурге. Он был потрясен такой «правдой жизни», а в дальнейшем  обдумывал данный сюжет и дважды побывал на Волге, где мог наблюдать жизнь народа, видеть тяжелый труд бурлаков. Именно там он делал с натуры первые зарисовки и эскизы к будущей картине, а затем уже, на основании полученных впечатлений, создавал свой шедевр, вкладывая в него накопившиеся эмоции. Интересно, что в действительности существуют два варианта «Бурлаков» Репина, из которых наиболее известен ранний вариант 1873 г.

В результате проделанной художником гигантской трехлетней работы, именно эта картина Репина, написанная в духе истинного реализма, имела громадный успех не только у нас в России, но и на многих зарубежных выставках. Причем, данная картина Репина несет в себе не только художественный, но и колоссальный эмоциональный заряд, обнажая социальное неравенство российского общества. В картине «Бурлаки на Волге» Репин проявляет себя уже не только как художник, но и как гражданин. Колоритные персонажи его картины не обезличены.

Напротив, они глубоко индивидуальны и заметно делятся на разные социальные типы. Несмотря на кажущуюся простоту идеи, картина Репина «Бурлаки на Волге» получилась у автора чрезвычайно глубокой по содержанию, поэтому-то она и была высоко оценена критикой и публикой. После презентации данной работы Илья Репин еще больше сближается с замечательной плеядой российских художников - передвижников. Его высоко ценит и материально поддерживает сам Павел Третьяков - владелец художественной галереи в Москве.

После такого громкого общественного признания у Ильи Репина появляется реальная возможность продолжать свое обучение и творчество за границей. Как пенсионер Академии, в 1873 г. он отправляется первоначально в Италию, затем - во Францию. В 1877 г. Репин возвращается после стажировки за границей в Россию, где посещает, прежде всего, родной Чугуев. Позже он на некоторое время останавливается в Москве. С 1882 г. Илья Репин почти постоянно живет в Петербурге. Начиная с 1900 г., он навсегда переселяется в финскую Куоккалу (данный поселок, находившийся в составе курортного района Санкт-Петербурга, первоначально имел финское название, но в 1948 г. был переименован в честь жившего там выдающегося отечественного художника в Репино), где до конца жизни (не выпуская из руки кисти) работает в своем имении «Пенаты» как художник, развивающий религиозную тему, а также как писатель.

Кстати говоря, Илья Репин с самого начала творческой зрелости всегда был и оставался по своему духу настоящим передвижником в лучшем смысле этого слова. Противопоставляя свое реалистическое творчество «лакированному» академизму, Репин вместе с другими прогрессивными отечественными художниками считал, что идейная составляющая его полотен должна влиять на общественное сознание гораздо сильнее, чем составляющая эстетическая.

С 1882 до 1914 гг. (то есть – до начала эпохи потрясений времен Первой мировой войны, двух Революций и Гражданской войны) в творчестве Ильи Репина разворачивается самый значительный этап. Ведь, именно за этот сравнительно короткий срок он и создает большинство своих лучших картин: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста» (1880-92), «Иван Грозный убивает своего сына(1895) и т.д. Среди них особенно выделяется полотно - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин начал работать над данным сюжетом еще в 1878 году, когда его случайно воодушевил рассказ о дерзком письме казаков грозному владыке Турции. Сама же работа над этим полотном заняла у мастера более 10 лет, и была закончена лишь в 1891 году.

Времени на картины у Ильи Репина обычно уходило очень много – по несколько лет на каждую.
Зато портреты он писал, как говорится, «на одном дыхании» и по количеству их было довольно много. Вот – только самые известные из его портретных работ: «Мужичок из робких» (1877), «Портрет М. Мусоргского» (1881, знаменитый композитор представлен в момент тяжелой болезни), «Портрет П. Третьякова» (1883, Павлу Третьякову тоже нездоровилось, когда Репин писал его портрет), «Портрет В. Поленова», «Портрет композитора А. Рубинштейна» (1881), «Портрет хирурга Н. Пирогова» (1881), «Портрет Льва Толстого» (1887), «Портрет композитора Н. Римского-Корсакова» (1893), «Осенний букет» (1892 г., изображена дочь художника – Вера),  портреты жены Натальи Нордман-Северовой и т.д.

В общественной жизни Илья Репин был знаменит не только как художник, но и как прекрасный педагог. В 1894-1897 гг. он был профессором, руководителем мастерской и ректором Академии художеств в Петербурге, а также преподавателем в школе-мастерской Тенишевой (его ученики – И. Грабарь, Б. Кустодиев). У него брал частные уроки сам В. Серов.

После отделения Финляндии в мае 1918 г. имение Репина под Питером в поселке Куоккала неожиданно оказалось на иностранной территории. Советская власть хотела переманить его из этой «вынужденной миграции» обратно. Благодаря реализму и социальной направленности творчества Репин был тогда для Советской России одним из немногих одобряемых советской властью художников - эмигрантов, писавших картины на революционную тему. Однако в Финляндии Репин чувствовал себя действительно свободным художником и не спешил «возвращаться на родину». По этой самой причине наш великий художник Илья Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет не в России, а в финском (временно, до 1940 г.) поселке Куоккала, находясь в имении «Пенаты», рядом с которым он и был похоронен.

Однако память об этом великом русском художнике более всего сохраняется, все-таки, именно в России. В Москве с 1958 г. в сквере на Болотной площади был открыт великолепный памятникРепину работы скульптора Н. Манизера. В поселке Репино (быв. Куоккала) под Питером работает его дом-музей. Второй музей существует на родине Репина в Чугуеве, а третий - в Cамаре, где великий живописец работал над эскизами к своим «Бурлакам на Волге». У нас в России его именем называют речные и воздушные суда, площади и улицы, институты и художественные школы. Существует названный в его честь Астероид-2468, а также - кратер Репина на Меркурии.

По просьбе редакции газеты к 170-летию со дня рождения Ильи Репина из­вестный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер создала его гра­фический портрет (бумага, сангина черная, 30х45 см), публикующийся вместе с посвящен­ной этой дате статьей.

Александр ЗИНКОВСКИЙ