Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
К 205-ЛЕТИЮ БЕЛИНСКОГО
газета «Вузовский Вестник», №12 (252) 16–30 июня 2016 г., С. – 15.
Имя Виссариона Белинского хорошо известно у нас в России, особенно среди людей старшего поколения. Но, все же, напомню читателям, что Белинской - это выдающийся российский мыслитель, публицист, критик, философ, писатель и драматург 19-го века. Во многих отношениях именно ему отечественная литература обязана своим расцветом в середине 19-го - начале 20-го веков.

К 205-ЛЕТИЮ БЕЛИНСКОГО

Афоризмы Белинского:

  • Сила и понимание книги в её своевременном прочтении.
  • Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса.
  • Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
  • Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

 

Его творчество оставило яркий след в отечественной культуре, поскольку Белинский являлся, своего рода, наставником для целого поколения молодых российских писателей 40-х годов 19-го столетия. Ему принадлежит идея и теория реализма в искусстве. Эстетические и этические принципы Белинского не только оказали воздействие на формирование революционной демократии в России, но и произвели, своего рода, революцию в отечественном искусстве и литературе. Художественный подход к литературе у Белинского всегда сочетался с историческим и социальным подходом. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в нашей культуре восторженная оценка Белинского, характерная для дореволюционного и советского периодов, сочетается с критическим современным подходом к некоторым его идеям и убеждениям.

Родился Виссарион Белинский 11 июня 1811 г. в семье флотского врача Григория Белынского в крепости Свеаборг (Великое княжество Финляндское в составе Российской империи), которая в настоящее время расположена в черте Хельсинки. Когда Виссариону исполнилось 5 лет, семья вместе с отцом переехала в город Чембар Пензенской губернии. Там он получал среднее образование в уездном училище, позже - в гимназии Пензы, но уже в те годы мечтал продолжить свое обучение в Московском университете.

Кончилось это тем, что в 1829 г. Виссарион Белинский, не без трудностей, но все же был принят на словесный факультет Московского университета еще до окончания гимназии. Во время зачисления в студенты он «смягчил» свою фамилию на «Белинский», что закрепилось в дальнейшем. В университетской среде он быстро приобщается к политическим течениям и студенческим кружкам. У него появляются друзья – единомышленники, такие как Герцен, Огарев, Станкевич и другие, взаимоотношения с которыми он сохранит на всю жизнь.

В 1830 г. Белинский представляет в Московском университете свою драму «Дмитрий Калинин», направленную против крепостного права. Отрицательная реакция университетской цензуры на свободолюбие студента была настолько жесткой, что в результате нервного срыва Виссарион Белинский попал в больницу с воспалением легких. Однако на этом неприятности не закончились. В 1832 г. Белинский был лишен стипендии и отчислен из Московского университета, якобы по причине «слабого здоровья» и «ограниченных способностей». Это ухудшило его и без того нелегкое материальное положение, вынуждая писать статьи в журналы, заниматься переводами и частными уроками.

Однако сотрудничество (начиная с 1834-1835 гг.) с журналами «Молва» и «Телескоп» (издатель Н. Надеждин) стало для Белинского спасением и поворотным событием биографии. На станицах этих журналов состоялся его дебют, как литературного критика, хотя через два года правительство закрыло журнал «Телскоп», отправив издателя в ссылку. Данное обстоятельство вновь поставило Белинского в тяжелое материальное положение, спровоцировавшее у него нервный срыв, сопровождавшийся разгульным образом жизни.

Весной 1837 г. Виссарион Белинский, принимая помощь беспокоящихся о его здоровье друзей, едет лечиться на Кавказ. А заканчивается этот период его жизни тем, что через год он становится литературным критиком и редактором основанного его друзьями журнала «Московский наблюдатель». Хотя, через пару лет судьба дает ему новый шанс. В 1839 г. Белинский получает от петербургской редакции «Отечественных записок» предложение занять штатное место в критическом отделе этого уважаемого и популярного журнала. В результате, Виссариону Белинскому, не желавшему оставлять полюбившуюся Москву, приходится, ввиду своего тяжелого материального положения, отправляться в Северную Столицу.

Однако дальнейшие события показали, что именно работа в столичном журнале «Отечественные записки» позволила Виссариону Белинскому стать по-настоящему известным, востребованным критиком и литератором. В период с 1840 – 1846 гг. он осуществляет свою мечту, регулярно публикуя на страницах этого журнала самые разнообразные свои произведения: критические заметки о театре, статьи политического и библиографического характера, работы, посвященные творчеству Державина, Лермонтова, Пушкина и других выдающихся российских литераторов и поэтов. В этих работах Белинский переосмысливает историю нашей литературы со времен Михайло Ломоносова до Александра Пушкина. Будучи поклонником Шеллинга и Гегеля, Виссарион Белинский пытается в своих публикациях объединить критику с философией. В результате, он «научным путем» приходит к поддержке реалистической «натуральной школы», представленной в России такими выдающимися писателями, как Николай Гоголь.

Однако в 40-х годах слабое здоровье Белинского, страдавшего чахоткой, начало еще более ухудшаться, чему способствовал и его неудачный брак с женщиной старшего возраста. Особенно тяжелой для Белинского стала осень 1845 г., когда обострившаяся болезнь постепенно вынудила его к уходу из редакции журнала «Отечественные записки». На этот раз его выручил актер Щепкин, с которым они с весны и до середины осени 1846 г. путешествовали по южным губерниям России. По возвращении в столицу отдохнувший на юге Белинский пытается работать в новом журнале «Современник», но прогрессирующая чахотка не позволяет ему заниматься творчеством с прежней энергией. В этот период он успевает написать лишь одну большую статью.

В 1847 г. обеспокоенные друзья снова отправляют его лечиться, в этот раз - на воды за границу. Однако медицина была тогда совершенно бессильна против туберкулеза или «чахотки», как тогда называлась, эта болезнь. По возвращении Белинского в столицу осенью 1847 г. он понимает, что больше не может работать и уходит в болезнь. Скончался Виссарион Белинский в возрасте 36 лет в Санкт-Петербурге 7 июня 1848 г., и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Память о Виссарионе Белинском увековечена в России и странах СНГ в названиях площадей, улиц, парков, мостов, населенных пунктов и т.д. Например, бывший город Чембар (Пензенская область), где в 1938 г. был открыт мемориальный музей Виссариона Белинского (позже там установлены его памятники), в 1948 г. был переименован в Белинский. В России имя Белинского носят 478 площадей улиц и переулков. В честь Виссариона Белинского во многих городах установлены памятники, бюсты, мемориальные доски. Почетное имя Белинского присвоено целому ряду библиотек, школ, других общественных и учебных заведений у нас и в странах СНГ. В СССР была учреждена и вручалась литературная премия имени Белинского, выпускались почтовые марки и конверты с его портретами. Имя Белинского увековечено в названии астероида (открыт в 1975 г.) № 3747 Belinskij и кратера на Меркурии.

По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер создала к 205-летию Виссариона Белинского его графический портрет (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с историческим очерком. Здесь выдающийся российский критик и литератор изображен в возрасте лет тридцати, каким он и запомнился поклонникам его таланта. Взгляд его спокоен и направлен куда-то вдаль, по-видимому, в то великое будущее России, о котором он так страстно мечтал. Черты его лица изображены рукой Аиды более утонченно, чем на многих других портретах Белинского, и это лучше всего подчеркивает его принадлежность к сфере Литературы, Искусства и человеческого Духа.

 

Александр Зинковский