Но многие ли из нас помнят, за что он был награжден этим высочайшим званием? Пример мужества и воинской доблести гениального полководца Суворова не одну сотню лет вдохновляет российских воинов, стоящих на защите отечества. Видимо, недаром наше самое престижное Суворовское военное училище носит гордое имя этого полководца.
Лично я более всего запомнил этого величайшего героя отечества по его кинематографическому образу в довоенном (снят в 1940 г.) фильме «Суворов». Кульминацией талантливой киноэпопеи стал труднейший переход российской армии под командованием фельдмаршала Суворова через Швейцарские Альпы в 1799 г. Особенно интересен финальный эпизод этой кинокартины, когда российские войска штурмуют Чертов мост. В военной карьере Александра Суворова это был последний поход, и здесь его полководческий гений проявился в полной мере.
Предысторией главных событий, вошедших в сюжет фильма, было вступление России в начале 1798 г. во Вторую антифранцузскую коалицию в составе Великобритании, Австрии, Турции и Неаполитанского королевства. Для освобождения захваченной французами северной Италии союзники решили направить русско-австрийскую армию под командованием Александра Суворова. Но к тому времени наш гениальный полководец впал в царскую немилость из-за неприятия абсурдной военной реформы Павла I и находился в ссылке. Однако по требованию иностранных союзников Павлу I пришлось срочно вызвать Суворова и отправить его в Европу на театр военных действий. Александру Васильевичу тогда было уже 67 лет, однако по своей физической форме и силе духа он вполне мог конкурировать с гораздо более молодыми военачальниками. 4 (15) апреля фельдмаршал Суворов прибыл в Италию и возглавил российские войска в Вероне.
Во время первых же боевых столкновений российско-австрийских войск с оккупантами французы почувствовали силу российского оружия и талант нашего полководца. Союзные войска под командованием Суворова форсировали реку Адда, вступила в сражение и французская армия генерала Моро понесла огромные потери. 17 (28) апреля армия под командованием Суворова вступила в Милан. А к 15 (26) мая уже практически вся северная Италия была освобождена от наполеоновских войск.
Не помогло французам даже прибытие значительного подкрепления из метрополии. Благодаря гению Суворова и мужеству российских воинов Италия была полностью освобождена от французов. В честь этих побед он удостоился высочайших званий и наград. Тем временем, французы собирались взять реванш, объединив все остававшиеся в Италии войска под командованием генерала Жубера, но в сражении при Нови союзные войска под командованием Суворова нанесли неприятельской армии столь решительное поражение, что власть французов в Италии полностью закончилась.
Однако быстрое освобождение Италии от французов привело к изменению планов союзников, испугавшихся усиления влияния России в Средиземноморье. Поэтому, вместо наступления из Италии на Францию, Австрия и Великобритания навязали Суворову план, предусматривавший поход его войск в занятую французами Швейцарию с последующим выходом на равнины Франции.
31 августа (11 сентября) 1799 г. Суворов, подчиняясь приказу Павла I, начал этот тяжелый и невыгодный для России поход, имея под рукой около 20 тысяч российских штыков. Он вел союзные войска, состав которых был преимущественно русским, но включал и австрийцев, в швейцарские Альпы, надеясь на соединение с действовавшим там против французов корпусом Римского-Корсакова. К середине сентября войска под командованием Суворова штурмом взяли труднейший перевал Сен-Готард. Путь в Швейцарию был открыт, однако соединяться там было уже не с кем, поскольку корпус Римского-Корсакова был разбит французами до прихода Суворова. Подвели Россию и австрийцы, не обеспечившие для ее армии ни достаточного количества вьючных животных, ни безопасных переходов, ни точных разведданных.
После Сен-Готарда российским войскам выпало еще одно, пожалуй, самое тяжелое испытание. Им предстояло форсировать Чёртов мост, находившийся в глубоком ущелье с горной рекой Ройс. Подойти туда можно было только через узкий тоннель, пробитый в отвесных скалах. Однако воинам Суворова удалось обойти французов с фланга и оттеснить их от тоннеля, после чего основные силы устремились на мост.
В кинокартине «Суворов» этот решающий эпизод показан лучше, чем на картинах многих художников. Именно в фильме мы видим, как суворовские чудо-богатыри преодолевают отчаянное сопротивление французов и самоотверженно бросаются на мост. Однако в этот момент происходит чудовищный пороховой взрыв. Значительная часть арки моста рушится и падает в реку. Что при этом делает Суворов? Он без малейших колебаний приказывает войскам разобрать ближайшую деревянную избу, чтобы с помощью длинных
бревен заделать брешь. Гениально!
Десятки сильных рук несут эти бревна, а офицеры своими шарфами вяжут их одно к другому для переправы по разбитому мосту над ревущей рекой под огнем противника. Отступать никто не собирается. Переправа готова! Фельдмаршал Суворов с саблей в руке воодушевляет своих воинов на прорыв... и Чертов мост взят!
Однако и после того страшного моста над пропастью альпийский поход Суворова не стал намного легче: сказывались — усталость солдат, лютый мороз, предательство союзников, а также недостаток провианта и боеприпасов. На заключительном этапе отряды союзников — австрийцев покинули Суворова. Выходя на равнину для соединения с остатками корпуса Римского-Корсакова, ему пришлось пробиваться со своими чудо-богатырями через высочайшие горные хребты Европы, сбрасывая в пропасти тормозившую движение артиллерию. Однако полторы тысячи пленных французов он, все-таки, из Швейцарии вывел. Последним этапом этого легендарного похода, постоянно сопровождавшегося жестокими стычками и боями с французами, в которых противник нес в три раза большие потери, был спуск с горы Паникс, запечатленный на живописном полотне Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
К началу октября 1799 г. вошедший в анналы российской военной истории швейцарский поход Александра Суворова закончился прибытием на равнину к австрийскому городу Фельдкирх. За этот беспримерный подвиг указом Павла I Александр Суворов был награжден наивысшим воинским званием — генералиссимус. Между прочим, во всей российской истории было только четыре генералиссимуса.
К 285-летнему юбилею Суворова редакция «Вузовского вестника» попросила известного московского художника — Аиду Лисенкову-Ханемайер написать новый, более соответствующий духу современной эпохи портрет великого российского полководца. И теперь этот портрет (холст, масло, 80x80 см) представлен вместе с посвященным Александру Суворову историческим очерком на страницах нашей газеты.