Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
ХУДОЖНИК АИДА ЛИСЕНКОВА (Служение красоте)
газета «Слово», №20 (442), 27мая - 2июня 2005. с.11
Аида !.. Её картины не отпускают от себя зрителя.
Про таких художников говорят: «от Бога»...
С чего начиналась её творческая биографи

Однажды у неё украли картины. Прямо из зала Московской академии печати, где проходила выставка работ поступивших в том году на факультет художественно-графического оформления печатной продукции студентов. При развеске самые лучшие места оказались заняты. Пришлось Аиде взять лестницу и повесить свои произведения чуть ли не под самым потолком. Через несколько дней все пять её картин исчезли. Неизвестного ценителя живописи не остановила высота, на которую надо было забраться. Причем самым курьёзным во всем этом была реакция остальных участников выставки: они необыкновенно завидовали Аиде Л исенковой. Ведь это доказывало, что её картины интересны и нужны людям.

«Ты будешь рисовать английскую королеву», — сказал пятилетней Аиде её учитель живописи художник Борис Шолохов. Конечно, сейчас это несколько смешно звучит, но на ребенка такие слова подействовали очень сильно. Она в это поверила. Это стало для неё стимулом на многие годы. Она старалась отрабатывать своё мастерство, стремилась достичь такого уровня, чтобы сама английская королева сказала: «Да, я хочу, чтобы эта художница приехала рисовать мой портрет». Борис Шолохов был хорошим психологом. Действительно, ребенку необходим вот такой стимул, такая цель с дальним прицелом, может быть, даже мало осуществимая. Ведь в детстве все кажется возможным.

Аиде Лисенковой в какой-то степени повезло. Хороший приятель её родителей, Борис Анатольевич Шолохов, в своё время любимый ученик Павла Корина, преподаватель живописи Московского полиграфического института, увидел, что ребенок хорошо рисует. Он стал об этом рассказывать друзьям. Но они вначале не придали этому значения. Однако он не отступил и решил за неё взяться. Он начал обучать её технике рисунка, приёмам цветописи, мастерству.

Аиде особенно запомнился один урок. Ей было тогда семь лет, и она уже ходила в школу. К ней в гости должна была прийти её одноклассница Ирина. А тут как раз зашел Шолохов. Он посадил её напротив себя. Дал ей в руки сангину и настоящую клячку. (Сангина — это оранжевый мелок. Клячка — мягкая резинка.) И сказал: «Я буду рисовать тебя, а ты рисуй меня». Они рисовали и друг друга смешили. Он рассказывал, какой он её рисует, она отвечала, что сейчас сделает ему брови мохнатые, как у коровы. Так проходили уроки, они радовались и рисовали. Через некоторое время пришла Аидина подруга. Мама Аиды взяла со стола листок и предложила Ирине посмотреть, как художник нарисовал Аичку. Но произошла несуразица. Мама по ошибке взяла не листок Шолохова, а тот листок, на котором рисовала Аида. Она держала его внешней стороной к себе и не могла заметить, кто там изображен на самом деле. На несколько секунд все трое замерли. Мама не могла понять, почему Ирина не восхищается таким хорошим портретом известного художника. А Ирина, в свою очередь, не могла понять: где же тут изображена Аида? На неё с листа смотрел очень смешной портрет пожилого мужчины с большими ушами, морщинистым лицом и бровями, как у коровы. Потом, когда забавное недоразумение разрешилось, все трое оченьдолго смеялись...

Аида считает, что искусство — это служение Красоте. Над своими картинами она священнодействует, никогда не начинает работать в плохом настроении: негативные чувства художника не должны переходить на холст. «Все, что ты думаешь, что ты мыслишь, — говорил её Учитель, известный художник Борис Шолохов, — будет изображено на холсте. Если у тебя в душе мир, спокойствие, гармония, то, что бы ты там ни изображала, это автоматически ляжет на полотно и зрителю будет также хорошо, как у тебя в душе».

«Человека, портрет которого ты рисуешь, — говорит художница, — нельзя не любить, с ним нужно непременно разговаривать, чтобы он раскрылся, чтобы высветилась его душа». В процессе написания портрета человек не застывает, как на фотографии. С каждым новым мазком художник оставляет на холсте мгновения его разнообразных настроений. Вот он что-то сказал, вот улыбнулся, и в портрете остается чёрточка, соответствующая этой улыбке. Тут он на мгновение загрустил, и на холсте в глазах отразилась эта грусть. Одновременно он и веселый, и грустный,
как это и есть в жизни.

Нет, не всегда она соглашается на написание портрета. Иногда отказывается. Очень редко, конечно. В принципе, она человек незлобивый, добрый и старается любить всех людей. Но иногда ей человек настолько антипатичен, что она не может себе позволить нарисовать его. Хотя, может быть, внешне этот человек и привлекателен. Она просто знает, что перенесет на холст то, что не хочет, чтобы там проявилось. Мало таких случаев, но были. Вот, например, пришел человек очень состоятельный, известный, писатель. Он начал рассказывать, какой он необыкновенный, какой знаменитый. Такой он был важный! А она смотрела на него, и в ней рождалось противоположное чувство. Просто оттого, что человек так себя чрезмерно, усиленно преподносит, скольон самодоволен. Она почувствовала, что не сможет его нарисовать, и отказала ему, он очень обиделся.

Портретному искусству следует учиться у классиков. Серов и Модильяни, Репин и Гоген, Рокотов и Ренуар — столь разные, но удивительно проникновенные... За этим труд, школа, мастерство и подчиняющая энергетическая щедрость. Вы не можете быть равнодушным, вас покоряют, берут в полон их творения. Таким должен быть портрет. В портретной живописи Аида чувствует себя наиболее вдохновенно. Создает и нежные, загадочные женские лики; и фантазийные образы. Особенно ей удаются детские портреты, в которых переданы открытость миру, чистота души, непосредственность, оптимизм...

На художницу с детства огромное впечатление производили работы Боттичелли. Ей так хотелось как можно больше о нем читать, а в доступных тогда источниках написано было досадно мало. Аиде лет в двенадцать — тринадцать то казалось, что она внешне похожа на самого Боттичелли, то на женщин с его картин... И она копировала их... Ей очень нравилась твердая рука Боттичелли, его четкий рисунок, с другой стороны, — нежность, женственность его образов — она восприняла их, сохранила в своем творчестве, без них нельзя представить ни одну из её выставок...

Художественный факультет Московской академии печати, который окончила Аида, славится своей школой рисунка и композиции. От своих учителей: М.Митурича, Б.Шолохова, А. Котлярова, Д. Бисти, М. Васнецова, Е.Адамова, В.Рывчина — Аида получила понимание лучших традиций живописного и графического мастерства российских художников-классиков. Основные направления в её творчестве, кроме портретов, — городские пейзажи, натюрморты, русские народные жанровые сценки...

Русская художница Аида Лисенкова, по мужу Ханемайер, родилась в африканском городе Ассаб, где в то-время работали её родители, ей дали экзотическое имя эфиопской принцессы Аиды. Аида — теперь это не только имя художницы, но и её творческий псевдоним.

Живописные и графические работы Аиды известны не только в нашей стране, но и за её пределами: в США, Греции, Германии, Польше. На выставке в элитарной галерее «Ардена», в самом центре Москвы, представлен почти весь жанровый спектр творческих возможностей Аиды. Одновременно коллекция работ художницы экспонируется в США, в Аризоне, в «Andrea gallery». Её творчество проникнуто светлой душевностью, искренностью, одухотворенностью и восходящей силой жизненности таланта.

Лев САФОНКИН,
Станислав АЙДИНЯН,
вице-президент российско-итальянской академии Феррони.