Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
МАСТЕР РАЗНОГО ЖАНРА
газета «Вузовский Вестник», №10 (226) 15-31 мая 2015 г., стр. 14
В год литературы особенно следует отметить яркий талант российского писателя и драматурга Михаила Булгакова, не признанного советской властью и критикой в 30-40-е годы 20-го века. Однако его лучшие произведения оказались весьма живучи, востребованы и знамениты, даже спустя десятилетия после смерти автора.

«Михаил Булгаков», бумага, сангина черная, 45х30 см, 2015При упоминании одного только имени Михаила Булгакова в памяти большинства из нас сразу всплывают его шедевры: «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Дни Турбинных», «Бег» и т.д.

Лично меня писатель Михаил Булгаков восхищает, прежде всего, как великолепный фантаст и большой мастер вплетения абсолютно невероятных образов в повседневную действительность. В этом плане особое место занимает его роман «Мастер и Маргарита», который был создан Булгаковым в 1924-1940 гг., но не издавался при жизни писателя. В СССР он первый раз вышел через десятилетия после его смерти в 1966-1967 гг. Следующий вариант был опубликован в 1973 г., и окончательный — в 1990 году. Действие романа происходит как бы в двух «параллельных мирах»: древнем Иерусалиме времен Понтия Пилата и сталинской Москве 30-40-х годов. Связующим звеном между ними служит мрачноватый иностранец — профессор черной магии Воланд, являющийся ни кем иным, как Сатаной, незримо присутствовавшим во время суда Понтия Пилата над бродячим философом Иешуа Га-Ноцри (прообраз Иисуса Христа). Прототипом главного героя — историка, сочинившего отвергнутый критикой и советской властью роман о Понтии Пилате, послужил сам Михаил Булгаков. У героя есть любимая женщина — Маргарита, называющая его Мастером. Ее прототипом стал, по-видимому, образ третьей жены писателя — Елены Булгаковой, которой он диктовал окончательный вариант романа в последний год жизни.

На страницах данного романа Булгаков устами Воланда произносит крылатую фразу: «Рукописи не горят!». Вообще, это произведение насыщено всякого рода магией, волшебством и приключениями. Кстати говоря, роман «Мастер и Маргарита» оказался настолько популярен, что был трижды экранизирован у нас в России (фильм — 1994 г., телеспектакль — 1996 г. и телесериал — 2005 г.), и не менее 4-х раз за границей.

Следующее значительное фантастическое произведение Булгакова — это повесть «Иван Васильевич», созданная им в 1934-1935 гг. Она не публиковалась при жизни автора, но стала невероятно популярной в 70-е годы, когда вышла замечательная кинокомедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», созданная по мотивам повести Булгакова. Еще один фантастический шедевр Булгакова — это неопубликованная при его жизни повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 г. и содержащая огромный заряд социальной сатиры (особенно досталось «гегемону-пролетариату»). Она вышла у нас в печать лишь в 1987 г. Экранизация проводилась дважды: 1976 г.— Италия-ФРГ, 1988 г.— СССР. И, напоследок, вспомним о четвертом фантастическом произведении Булгакова — повести «Роковые яйца, опубликованной в 1924 г. Она была у нас экранизирована дважды: 1992 г.— телефильм-спектакль, 1995 г.— художественный фильм.

В целом за свою относительно короткую творческую жизнь Михаил Булгаков создал нее менее четырех романов (один — незаконченный), семь повестей, около 12 пьес, четырех либретто и сотен сценариев, рассказов, репортажей и фельетонов. Невольно удивляешься, когда же он все это успел?
Как известно, родился Михаил Булгаков 15 мая 1891 г. в семье доцента Киевской духовной академии. К 1916 г. он окончил Медицинский факультет Киевского университета, получил медицинский диплом, но не попал на фронты Первой мировой войны из-за здоровья. Во время Гражданской войны военврач Булгаков был мобилизован сначала украинскими националистами, затем белой армией. В 1919-1920 гг. он оказался во Владикавказе, переболел тифом и не успел эмигрировать с белыми за границу. Зато с этого периода началась его журналистская и писательская карьера, которая с 1921 г. продолжалась уже в Москве. Именно здесь Булгаков создавал свои лучшие произведения, терпя материальные лишения, натиск критики и цензуры, но упорно работая как журналист, писатель и драматург. К 1939 г. здоровье Булгакова ухудшилось и 10 марта 1940 г. он скончался дома в возрасте 48 лет. Между прочим, несмотря на то, что многие произведения Булгакова были на грани запрета, а лучшие из них выглядели явной «антисоветчиной», он ни разу не был репрессирован. Разве это не удивительно? Хотя, в его биографии есть намеки на тайну этой «неуязвимости»!

Во-первых, с 1926 г. в МХАТе с большим успехом до самой войны шла пьеса Булгакова «Дни Турбиных». Сам Иосиф Сталин был на представлении более 14 раз, считая данное творение Булгакова весьма полезным для строителей нового общества.

Во-вторых, когда к 30-м годам гонения на произведения Булгакова особенно усилились, он в отчаянии написал 28 марта 1930 г. «письмо правительству» (фактически — Сталину), чтобы ему дали либо уехать за рубеж, либо работать в театре. 18 апреля Булгакову позвонил сам Иосиф Сталин, после чего писатель смог попасть на работу в МХАТ, как режиссер-ассистент. В-третьих, в пьесе «Собачье сердце», профессору Преображенскому хватает одного звонка своему «кремлевскому пациенту» (омоложение), и «управдом» Швондер, пытающийся «уплотнить» его квартиру, тут же отступает. Литературное наследие Булгакова обширно и разнообразно: от фантастики до классических романов, пьес, рассказов, фельетонов и т.д. Экранизации и театральные постановки по их мотивам исчисляются десятками. Памяти Михаила Булгакова посвящены: дом-музей писателя и «Дом Турбиных» в Киеве и «Нехорошая квартира» (дом-музей писателя) в Москве. Есть памятники Булгакову в Киеве, Харькове, Владикавказе и других городах, планируется памятник на Патриарших прудах в Москве. В его честь названа малая планета — 3469 Bulgakov.

По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер создала графический портрет Михаила Булгакова (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с данным очерком.

Александр ЗИНКОВСКИЙ