Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
ПО ЦВЕТАЕВСКИМ МЕСТАМ…   НЕ ВЫХОДЯ ИЗ МУЗЕЯ
Сетевая версия приложения к газете «ВДВ Александров», «Уездный город А»
Чтобы понять художника часто мало прожить рядом с ним жизнь. Чтобы оценить творчество отдельного мастера, не достаточно сравнить его манеру с манерой письма других авторов.

Совершить путешествие по цветаевским местам, не выходя из музея, — такая возможность появилась у александровцев после презентации 16 ноября выставки графических работ художницы Аиды Лисенковой-Ханемайер в александровском музее Марины и Анастасии Цветаевых. «Цветаевский» цикл картин, переданный благотворительным Фондом Первого Президента России Б. Н. Ельцина в дар музею, после выставки станет мобильной частью фондовых коллекций и отправится по городам и весям.

Аида Лисенкова-Ханемайер, Лев Готгельф и Евгений ВолкДиректор музея Лев Кивович Готгельф, открывая презентацию в зале камерной музыки на улице Институтская, гиперболично пошутил: «Я до слез польщен тем, что в такой день, когда наш город стал культурной столицей вселенной, вы предпочли сегодняшний вечер провести с нами. Это очень трогательно и очень ответственно». Этот день для Александрова действительно был богат на культурные события: в этот же день в музее-заповеднике «Александровская Слобода» выступал Праздничный Патриарший мужской хор Свято-Данилова монастыря, а в ДК «Юбилейный» приехал областной театр. Разрываясь между этими событийными мероприятиями, многие горожане выбрали презентацию в цветаевском музее, заполнив зал до отказа и прикрыв своими сплоченными спинами презентуемую коллекцию.

Коллекция, созданная не за один год, представляет собой графическую фиксацию зданий, которые связаны с деятельностью, жизнью и судьбой Марины Ивановны Цветаевой. Первую экскурсию по запечатленным на картинах цветаевским местам провел вице-президент по общественным связям Творческого союза профессиональных художников, худо- жественный критик, поэт, прозаик, журналист и по совместительству сотрудник цветаевского музея Станислав Артурович Айдинян. Путешествие началось с «посещения» двух домов протоирея Владимира Васильевича Цветаева: один — в деревне Дроздово Шуйского уезда (тогда еще Владимирской губернии), куда он был направлен священником, второй — в селе Талицы Ивановской области, где закончился его пастырский путь. От корневых истоков цветаевского рода «путешественники» направились в Москву, в дом Ивана Владимировича Цветаева, основателя и первого директора Музея изящных искусств имени императора Александра III. А дальше — в дом купца Иванова в Александрове, где останавливалась сестра Марины Цветаевой, Анастасия, до того как перебралась в уютный «домок на закраине, лицом, крыльцом в овраг» на нынешней Военной (а тогда Староконюшенной) улице. За полчаса были нанесены визиты в дом Волошина в Коктебеле, болшевскую дачу в поселке «Новый быт», печальный дом в Елабуге, где в 1941 году Марина Цветаева покончила с собой.

Создавшая эту географическую ретроспективу художница Аида Лисенкова-Ханемайер, назвала ее написание «безумием». Ведь художники, по ее словам, «социально незащищенные люди, которые зарабатывают хлеб дергано и не по приказу». После участия в Цветаевском фестивале в Александрове она «заразилась идеей» по созданию серии работ, понимая, что она не будет нужна никому, кроме музея. Поэтому, когда появился фонд Ельцина, который оплатил создание серии, художница была безмерно счастлива. А в качестве места, куда ей хотелось бы передать картины из восьми имеющихся ныне музеев, посвященных Марине Цветаевой, она без сомнения выбрала александровский музей. В качестве объяснения Аида Лисенкова-Ханемайер сообщила: «Потому что он посвящен обеим сестрам. И тематически это очень верно».

Присутствовавший на презентации заместитель директора ельцинского фонда Евгений Степанович Волк назвал передачу картин скромным даром, который является не только важным культурным событием в жизни Александрова, но и всей страны. Поскольку показывает, какую роль играет в жизни таких видных людей российской культуры, к каковым без сомнения можно отнести Марину Цветаеву, малая родина. Ведь Александров, который она воспринимала как свой родной, стал для нее такой неотъемлемой частичкой малой родины.

По словам Станислава Айдиняна, полученная музеем серия, имеет не только локальное значение, поскольку может служить экспозиционным материалом для движения александровского музея «за рубежи». Поскольку на основе этой коллекции можно наглядно и поэтапно рассказать судьбу сестер Цветаевых и их предков, живших на Владимирской земле.

Эдуард ЕГОРОВ,
фото автора.