Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
ПОГИБ ПОЭТ
(ГЕНИАЛЬНЫЙ ЗАБИЯКА – МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ)
газета «Вузовский Вестник», №20 (212) 16–31 октября 2014, стр.15
В 2014 году вся Россия отмечает 15 октября 200-летний юбилей со дня рождения нашего гениального поэта и выдающегося литератора – Михаила Лермонтова. Ведь, вместе с Александром Пушкиным, он возглавляет самую почетную когорту российской творческой интеллигенции 19-го столетия.

«Михаил Лермонтов», х., м., 40х50 см, 2014Причем, самое удивительное в его жизни заключается в том, что всего за 13 лет творчества он оставил нам в наследство: замечательный роман «Герой нашего времени», более тридцати великолепных поэм, сотни талантливых, если не сказать – гениальных стихотворений и эпиграмм, а также целый ряд интересных статей и других публицистических произведений, не говоря уже о рисунках и переписке. Однако биографию Михаила Лермонтова вспоминали в наших СМИ уже столько раз, что, по случаю его 200-летнего юбилея хотелось бы сосредоточить внимание читателей на чем-то более актуальном, чем даты и количество произведений.

Кстати говоря, еще в школьные годы, когда до меня впервые дошли подробности гибели Лермонтова во время дуэли в возрасте даже не Иисуса Христа, а на гораздо более раннем жизненном этапе, я был шокирован! В голове не укладывалось, как наша страна в просвещенном 19-м веке могла настолько не ценить своих творцов? Однако Российская Империя в лице правящих кругов и светского общества поступала с «золотым творческим фондом» страны именно так, как она это делала с Пушкиным, Лермонтовым и другими выдающимися людьми той эпохи! Вот, только, всегда ли это делалось сознательно? Об этом стоит подумать…

Известно, что наш гениальный поэт и литератор Александр Пушкин, благодаря доставшимся ему африканским генам отличался вспыльчивостью, был человеком «кипучих страстей», ценителем женского пола, порядочным задирой и великолепным стрелком. Причем, несмотря на то, что в годы его творческой зрелости дуэли в Российской империи официально находились под царским запретом, смертельные поединки между дворянами происходили тогда довольно часто. Причем, По сравнению с дуэлями европейскими, российские поединки отличались повышенной жесткостью условий, нередко приводившей к смертельным исходам или увечьям для обоих дуэлянтов. Обычно, во время дуэлей применялись 2-3 вида холодного оружия, либо пистолеты, но дело было не в оружии, а в условиях поединков.

Так, например, во время российской дуэли на пистолетах дистанция обычно составляла от 3 до 15 шагов, что оставляло мало шансов для ее участников на обыкновенный промах. Кроме того, в России использовались еще и такие «убойные новшества», как дуэль над пропастью (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в лермонтовском романе «Герой нашего времени) и т.п. А, вот, наказания за ранения или убийства на дуэлях в пушкинские времена особой суровостью не отличались. Например, офицеру, смертельно ранившему на поединке своего противника, грозили только лишь разжалование в рядовые с последующим быстрым восстановлением или ссылка на Кавказ в зону военных действий.

Поэтому и не удивительно, что гения нашей литературы Александра Пушкина спровоцировал на дуэль в 1837 г. своими ухаживаниями за его молодой женой Натали французский офицер Жорж Дантес, находившийся на царской службе. А после смерти лучшего поэта России от неизлечимой раны, полученной на этом поединке, Дантес был всего лишь разжалован из офицерского корпуса и благополучно уехал во Францию.

Что же касается Михаила Лермонтова, отличавшегося (возможно, в силу своих «шотландских генов») не меньшей, чем у Пушкина эмоциональностью, то здесь ситуация была несколько иной. Ко времени своей роковой дуэли Лермонтов не был женат, да и вообще он был на десяток лет моложе Пушкина. По своему дворянскому происхождению Лермонтов и Пушкин занимали высокое общественное положение. Они являлись «властителями дум» образованных кругов России той эпохи и вели светский образ жизни, который включал в себя «кодекс дворянской чести», требовавший участия в дуэлях.

Между прочим, при всей гениальности Михаила Лермонтова, известно, что кротостью нрава он, так же, как и Александр Пушкин, не отличался. Меткие эпиграммы и стихи поэта не оставались незамеченными. В результате, количество врагов и недругов по мере его творческого развития тоже возрастало. И, хотя Лермонтов ОН был опытным дуэлянтом (между прочим, из-за дуэли с сыном французского посла он и был сослан на Кавказ), ссора с отставным майором Николаем Мартыновым (считавшимся чуть ли не его другом) из-за «неудачных» подшучиваний поэта закончилась для Михаила Лермонтова фатальной дуэлью на пистолетах.

Это трагическое для российской культуры событие происходило вечером 27 июля 1841 г. в Пятигорске у подножия горы Машук. Противники стрелялись с короткой дистанции. По большинству версий дуэли, Лермонтов либо стрелял в воздух, либо стоял с пистолетом, поднятым вверх, а Мартынов прицелился, выстрелил и попал ему прямо в сердце.

Поэту шел в тот момент лишь 27-й год! Причем, в отличие от Пушкина, в роли «обидчика» формально выступал сам Лермонтов, а не его противник. Однако, царившая тогда атмосфера дуэлянтства в любом случае не оставляла эмоциональным, творческим натурам шансов на долгую жизнь. И, похоже, что дело было даже не в «заговоре» властей и реакционеров, а именно в той духовной атмосфере, при которой убийство, как бы, не считалось убийством.

Удивительное совпадение! Но этот поединок около горы Машук случился немногим более трех лет после роковой дуэли Пушкина с Дантесом около Санкт-Петербурга. Лермонтов словно чувствовал приближение своей кончины, когда писал в 1837 г. стихи «На смерть поэта»:

 

Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!

 

По просьбе редакции газеты, известный московский художник - Аида Лисенкова-Ханемайер, написала к 200-летию Лермонтова новый портрет поэта (холст, масло, 40x50 см). В отличие от старых портретов, на данном холсте Михаил Юрьевич изображен не в парадном виде, а в свободной позе – в момент творческих раздумий.

Александр ЗИНКОВСКИЙ