Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
К 190-ЛЕТИЮ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
газета «Вузовский Вестник», №3(243), 1–15 февраля 2016, стр.14
Имя выдающегося писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина популярно у нас в России. Чего стоят одни только его бессмертные афоризмы, не потерявшие злободневности и сегодня? Между прочим, самый известный из них, о том, что «в России две беды – дураки и дороги», это - апокриф. Его приписывают не только Салтыкову-Щедрину, но также Гоголю, Карамзину и другим корифеям. А, вот – еще афоризмы этого классика российской сатиры (не апокрифы):

Если я усну, и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.

Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.

Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.

Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, — будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

К 190-ЛЕТИЮ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНАСалтыков-Щедрин - выдающийся российский писатель-сатирик, которого приравнивают по силе таланта к Николаю Гоголю, обладал даром предвидения. Ведь, те же самые недостатки российской действительности, которые он так остроумно высмеивал в еще середине 19-го столетия, продолжают осложнять наше существование и в 21-м веке. На самом деле, стоит только заглянуть в современные СМИ, как мы тут же столкнемся с громкими призывами к борьбе с коррупцией, воровством, пьянством и плохими дорогами. Так что, можно, пожалуй, смело говорить о том, что классик отечественной сатиры Салтыков-Щедрин гениально предвидел на пару столетий вперед многие проблемы России.

Родился Михаил Салтыков (Салтыковым-Щедриным он «стал» значительно позже) 27 января 1826 г. в дворянской семье Евграфа Салтыкова, в селе Спас-Угол Тверской губернии - имении родителей. Будучи шестым ребенком в многодетной семье, он получил разностороннее домашнее образование. В 10-летнем возрасте Миша Салтыков поступил в Московский дворянский институт, но уже через два года был переведен, как один из лучших учеников, в Царскосельский лицей.

Обучаясь в лицее, Салтыков знакомится с произведениями Гоголя, Герцена, Белинского, других выдающихся деятелей отечественной и зарубежной культуры. Под этим влиянием он пишет собственные стихи, но вскоре понимает, что его истинное призвание – проза.

В 1844 г. Михаил Салтыков окончил Царскосельский лицей и поступил на службу в военное министерство, где через два года получил штатное место помощника секретаря. Однако продвижение по карьерной лестнице не слишком его волновало, поскольку уже в тот период он серьезно увлекся литературой и опубликовал свои первые произведения.

В данный период жизни Михаил Салтыков вращался в столичных литературных, философских и научных кругах. Причем, именно в эти годы у него и складывается достаточно «насмешливое» собственное мировоззрение, не приемлющее крепостное право, рутину и прописную мораль, господствовавшие в тогдашней России. Он становится своим человеком в кружке Петрашевского, объединявшем прогрессивных людей, занятых поисками справедливого общественного устройства.

Однако уже на первом этапе своей общественно-литературной деятельности Михаилу Салтыкову приходится испытать на себе достаточно жесткую реакцию властей в ответ на его первые социально направленные повести: «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). Отголоски шока, вызванного французской революцией, все еще довлели в верхах Российской Империи, боявшихся любых новых веяний. Поэтому, власти предержащие, недолго думая, сослали чересчур умного сатирика на службу в Вятку за его «вредный образ мыслей». В результате, Михаилу Салтыкову пришлось в течение восьми лет жить в российской глуши. В 1850 г. он даже стал там советником в губернском правлении. Однако «нет худа без добра»! Новые места и должность чиновника предоставили начинающему сатирику отличные возможности для пристального изучения российской действительности в самой ее «глубинке». Это обстоятельство не преминет сказаться и на его творчестве.

Конец ссылки наступает лишь после смерти Николая I в 1855 г. В результате этого события, Михаил Салтыков получает возможность «проживать, где пожелает», возвращается в Санкт-Петербург и с головой уходит в литературную работу. В 1856-1857 гг. он создает «Губернские очерки», увидевшие свет в «Русском вестнике» и доброжелательно встреченные прогрессивной общественностью. Данное произведение он впервые подписывает от имени «надворного советника Н. (Николая) Щедрина». Вскоре Михаил Салтыков женится на 17-летней дочери вятского генерал-губернатора Болтина, и этот брак навсегда останется для него счастливым. Теперь он стремится сочетать литературную и общественно-полезную деятельность, возвращается на государственную службу и в 1856 – 1858 г. становится чиновником по особым поручениям Министерства внутренних дел. С 1858 по 1962 гг. Салтыков является вице-губернатором сначала Рязани, затем Твери. Результатом этого творческого периода становятся многочисленные сатирические и весьма остроумные рассказы, очерки, записки по крестьянскому вопросу.

Однако уже в 1862 г. Салтыков-Щедрин опять меняет судьбу, решаясь на выход в отставку, и переезжает в Санкт-Петербург. По просьбе Николая Некрасова, он входит в редакцию журнала «Современник», практически оставшуюся без средств и без коллективного руководства. К этому времени один из главных руководителей журнала, Николай Чернышевский, был уже осужден за революционную деятельность, а затем и сослан в Сибирь. А второй руководитель, «Современника», Николай Добролюбов, несмотря на свой 25-летний возраст, к тому времени, уже скончался от туберкулеза, неподвластного медицине 19-го века и распространенного в России. Салтыков-Щедрин не побоялся тогда взять на себя трудную миссию и спас прогрессивный журнал от краха. Помимо огромной редакторской и писательской работы, он возродил и ежемесячное обозрение «Наша общественная жизнь», имевшее в то время большое общественное значение.

1864 г. приносит новые изменения в жизнь Салтыкова-Щедрина. На этот раз ему приходится «добровольно» уходить из журнала «Современник», ввиду обострения противоречий в самой редакции. Однако, писатель не остается без дела и в 1865 – 1868 гг. работает на руководящих должностях в Казенных палатах Пензы, Тулы, Рязани. Бурная общественная и государственная деятельность идет на пользу Салтыкову-Щедрину, помогая развитию его литературных замыслов и воплощаясь в очередном сатирическом сборнике «Письма о провинции» (1869). Переезды с одного места службы на другое были напрямую связаны с «естественной реакцией» губернского начальства на едкую и остроумную критику, заключавшуюся в создаваемых Салтыковым-Щедриным сатирических памфлетах, записках, рассказах, «сказках» и других произведениях. Все это не могло долго сходить писателю-сатирику с рук. Поэтому и не удивительно, что уже в 1869 г., после официальной жалобы рязанского губернатора на Михаила Салтыкова, он был отправлен в отставку. Оставаясь в чине действительного статского советника, писатель, по просьбе Николая Некрасова, направляется в Санкт-Петербург, чтобы стать там редактором журнала «Отечественные записки». Теперь он полностью переключается на литературу и, как результат, в 1869 г. выходит в печать его знаменитая «История одного города». По признанию критики, это было наиболее зрелое сатирическое произведение писателя, ставшее вершиной творчества Салтыкова-Щедрина. В 1875 – 1876 гг. Салтыков-Щедрин выезжает за границу, причем, не только для того, чтобы объехать Европу и проконсультироваться с лучшими врачами о собственном здоровье, но также и для общения с такими коллегами по писательскому труду, как Эмиль Золя, Иван Тургенев, Гюстав Флобер и другими.

В 80-е годы выходят в свет новые сатирические произведения Салтыкова-Щедрина: «Господа Голавлевы» (1880), Пошехонские рассказы (1883), «Современная идиллия» (1883). Здесь его перо становится еще более острым, чем все прошедшие годы, причем, настолько, что в 1884 г. это приводит к закрытию «Отечественных записок». В результате, писателю приходится переключаться на журнал «Вестник Европы», но это почти не сказывается на качестве его последних произведений, таких, как «Сказки» (1886), «Мелочи жизни (1887) и «Пошехонская старина» (1889).

Умер Салтыков-Щедрин в Санкт-Петербурге 10 мая 1889 г. в возрасте 63 лет из-за простуды и развившегося на этой почве ревматизма.

Литературно-сатирическое наследие Салтыкова-Щедрина огромно и многообразно. Все, что было опубликовано им при жизни, входит в «золотой фонд» отечественной литературы. А это, только по круглому счету: 5 хроник и романов, 6 сказок, 9 рассказов и 9 книг очерков, не считая огромной публицистики и переписки. Многие яркие художественные образы Салтыкова-Щедрина, такие как «мудрый пескарь», город «Глупов» и знаменитая «лужа» стали нарицательными в нашей культуре. В год смерти писателя было выпущено полное «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина», включавшее материалы его биографии. Оно выдержало очень много изданий. Имеются также переводы его работ на иностранные языки.

В честь Салтыкова-Щедрина были названы улицы в Санкт-Петербурге (переименована), Волгограде, Твери, Липецке, Орле, Калуге, Томске и других городах Росси и СНГ. В Санкт-Петербурге его именем названа Государственная публичная библиотека. Мемориальные музеи Салтыкова-Щедрина работают в Кирове, Твери, селе Спас-Угол (родовое имение писателя). Памятники в честь выдающегося российского сатирика установлены в Ленинградской области (пос. Лебяжье) и в Твери, а его бюст находится в Рязани. В память о Салтыкове-Щедрине выпущены почтовые марки и конверты СССР, а также почтовые конверты РФ (некоторые – со спецгашением).

Однако самое интересное заключается в том, что с годами народное признание творчества Салтыкова-Щедрина у нас в России не только не меркнет, но как бы еще и заново утверждается, несмотря на все перемены, случавшиеся в истории страны с 19-го по 21-е столетие. Ведь, его острое сатирическое перо и неподражаемый юмор продолжают по-прежнему бичевать российское чванство, коррупцию, казнокрадство, воровство, пьянство, хамство и безразличие к судьбе «маленького человека». А, ведь, это - те самые пороки, которые достались нам «по наследству» еще из дореволюционной России, но по-прежнему живучи в нашей общественной среде.

По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Хапнемайер создала к 190-летнему Юбилею Салтыкова-Щедрина его графический портрет (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с данным историческим очерком.

 

Александр Зинковский