Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
СОЛНЕЧНЫЙ ХУДОЖНИК
(Статья готовится к публикации)
И все-то в ее судьбе складывалось как-то по-особенному и необычно: если она должна была появиться на свет, то свершилось это в Африке, в Эфиопии, где в советское время работали в качестве специалистов ее родители.

Если уж она стала откликаться на имя, то не менее, как на Аиду (конечно же, имелась в виду героиня оперы Верди). Если надумала начинать учиться живописи, то с самых, что ни на есть пяти лет. А раз для этого понадобился учитель, то судьба определила ей по-настоящему одного, единственного, о котором она говорит, как о человеке и Учителе с большой буквы.

Да и еще бы, Борис Анатольевич Шолохов, один из одаренных и любимых учеников знаменитого русского художника Павла Корина и друг их семьи, буквально за ручку провел ее по пути профессионального совершенства от светлого школьного порога, через тернии будней художественного факультета Московского полиграфического института, к вершинам мастерства. И потом, когда она уже стала самостоятельным мастером, он оставался для нее опорой и художественным авторитетом.

И вот парадокс: казалось бы, столь велико было влияние на нее учителя, что можно было бы ожидать, как говорится, "второго издания" Бориса Шолохова, со всеми особенностями его творческого почерка и художественной манеры живописного письма. Так нет же. Она стала совершенно особенным, ни в чем не повторяющим Учителя художником, за что вообще-то, надо благодарить и самого мастера, сумевшего воспитать в ней самостоятельность и творческую оригинальность. Больше того, после окончания института, не имея своей мастерской, она много работала вместе с Борисом Анатольевичем и кто сегодня поручиться за то, что некоторый поворот в характере последних его живописных работ произошел не благодаря ей, ее светлой слегка романтической живописи. Талантливая ученица, как это, может и не часто бывает в искусстве, благотворно повлияла своим творчеством на учителя. Сегодня Аида Лисенкова - признанный мастер. Она - лауреат Российско-итальянской академии Феррони, член международной Академии профессионалов и Ассоциации художников-портретистов нашей столицы, ее картины можно найти в отечественных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново, Шуи, в зарубежных - в Украине, США, Польше. Кстати, длительное время она не может вернуть отправленные на выставку картины в американскую и польскую галереи. Так своеобразно устроители тамошних выставок оценили ее работы.

Вообще, в ее творчестве нет преобладающего жанра - пейзажа, портрета или натюрморта. Ей интересно все, что она видит. Для нее, как художника, главная цель творчества - отображение жизни во всей ее многообразии. И будь-то портрет знаменитых людей нашего времени или трогательные детские мордашки, сдержанные по колориту пейзажи окрестностей Калуги или яркие красочные места Крыма, Италии, Греции или пышущее зеленью в начальный период лета Поволжье, простенькие букеты полевых среднерусских цветов или густая, насыщенная плоть южных гранатов в ее натюрмортах - все это выполнено рукой великолепного мастера, чей профессионализм освящен высокой мерой дарования, в порыве щедрости во множестве отпущенного ей Всевышним.

Один искусствовед написал, что ее полотна и графика "наполнены светлым, воздушным, мечтательным чувством. Она хорошо ощущает пространство и воплощает его тонкой, изящной, очень женственной кистью". Да, если посмотришь такие работы как "Автопортрет в сирени", "У зеркала", некоторые ранние работы, с этим нельзя не согласиться. Но Боже вас упаси подумать, что все ее творчество - это некое непритязательное дамское живописание. Окститесь. Вглядитесь хотя бы в графический портрет Анастасии Цветаевой ее работы. Как ярко выписан характер этой неординарной женщины. Какие точные, определяющие характер героини штрихи. И взгляд. Слегка надменный, снисходительный. Взгляд умной, много пережившей женщины. В этом портрете чувствуется твердая рука великолепного художника, а не манерность дамы. Как, впрочем, и во всей ее зрелой живописи, в графических работах.

А ее "Скамейка на Патриарших"+ полотно, глядя на которое, хочется нюхать свежесть весеннего воздуха. Ваши глаза умиляются знакомому городскому пейзажу, с предельной точностью выписанному на переднем плане и тающему где-то в солнечном далеке, а душа ваша начинает томиться в предчувствии предстоящего оживления природы.

Она очень солнечный художник. Паутинки солнечного света буквально пронизывает все пространство ее полотен. Да и как может быть по другому, если места, которые она живописует, - Крым: ему посвящены "Дворик бабы Ани", "Утро", "Восход в Крыму", "Ночь", южная Волга - где написаны "Утро на даче", "Садовые участки", "Дачная улица", "Рассвет на Волге", еще - городские пейзажи Италии, Греции. Только солнечность для нее понятие не столько географическое. Оно для нее понятие психологическое, творчески воплощаемое на полотнах. И это воплощение нельзя не ощутить во всей ее живописи.

Можно было бы подумать, что художник Аида Лисенкова - это такой вдохновенный лирик, человек не от мира сего, творящий по наитию и вдохновению. Пожалуй, все же нет. У меня сложилось впечатление, что это собранный, умеющий организовать свою творческую деятельность, обладающий аналитическим складом ума и большой работоспособностью человек. Она может проанализировать свое творческое прошлое и определить объем и направление предстоящего. Ее планы выношены и осмыслены настолько, что остается только взяться за кисть. И когда она рассказывает о задуманном, не верить ей невозможно. Хотя планы ее грандиозны.

А некоторая необычность ее судьбы продолжается. Благодаря своему американскому мужу, она к своей фамилии добавила его и стала Аидой Лисенковой-Ханемайер.

Георгий ДОБЫШ