Писатель, поэт, драматург, критик и публицист Николай Гоголь происходил из старинного казацкого рода. Родился он 1 апреля (20 марта) 1809 г. в многодетной дворянской семье, в деревне Сорочинцы Полтавской губернии. Детство Гоголя проходило в разнообразной по социальному и этническому составу малороссийской среде, в которой говорили как на украинском, так и на русском языках. От отца к нему в те годы перешел интерес к домашнему театру, для которого глава семейства писал замечательные пьесы на украинском языке. А от матери он почерпнул глубокий интерес к христианской вере, а также к украинским традициям, обычаям, народной магии и мистике.
В 1828–1829 гг. Гоголь учился в Нежинской гимназии, где был не слишком прилежным учеником, однако удивлял окружающих превосходной памятью и пылким воображением. Еще с тех времен Гоголь испытывал интерес к прозе и поэзии, производя свои первые «литературные опыты».
Материальные затруднения и скудная помощь, оказываемая ему со стороны матери, которая сама была стеснена в средствах, вынуждают Гоголя пробовать силы на государственной службе. Однако карьера чиновника была недолгой и уже через несколько лет он целиком сосредотачивается на литературе, сближаясь с Пушкиным, Жуковским и с их окружением. Этот поворот жизненного пути Николая Гоголя ознаменовал рождение нового классика российской литературы, создающего творческое наследие, исчисляемое десятками талантливейших произведений.
Ведь, не просто так целые поколения россиян на всю жизнь запомнили созданные воображением Гоголя яркие и колоритные образы влюбленного в Оксану кузнеца Вакулы, пожилых казаков Чуба, Головы и Пацюка, отца Кондрата, ведьмы Солохи и даже такого мистического персонажа, как Черт. Гениальная фантазия этого писателя еще в ранних сборниках его произведений, таких как «Вечера на хуторе близ Диканьки», очаровывала воображение и юных читателей и более взрослых книгочеев невероятной смесью мистики, народных предрассудков и неподдельного реализма. Взрослея, многие из нас с интересом читали его повесть «Вий», а потом смотрели еще и довольно удачную экранизацию творения Гоголя с замечательными актерами Натальей Варлей и Леонидом Куравлевым в главных ролях. В этой повести писатель отдает изрядную дань своему увлечению мистикой и народной магией, но именно это делает ее столь незаурядной.
Большое впечатление до сих пор производит на читателей созданный Николаем Гоголем героический образ одного из предводителей освободительного движения украинского народа — казака Тараса Бульбы, этого несгибаемого борца за свободу народа и православную веру против иностранных захватчиков — польских панов. Запомнились поклонникам щедрого таланта Николая Гоголя и многие другие его произведения, написанные в сатирическом, а порой и в юмористическом ключе. Бессмертная комедия «Ревизор», созданная писателем в середине 19-го века актуально воспринимающаяся и сегодня. Что ж, как видно, времена меняются, но некоторые отрицательные черты «национального характера», такие, как, коррупция, чинопочитание, казнокрадство и взяточничество, остаются.
Особое место занимает в творчестве Гоголя его многоплановый роман (сам писатель определил его жанр как поэму) «Мертвые души», где в сатирическом ключе показана реальная жизнь царской России с ее помещиками, крепостными и прослойкой свободных людей — разночинцев. Тонкая наблюдательность, жизненный опыт, социальная сатира и великолепный юмор, использованные писателем в данном произведении, были высоко оценены его поклонниками, хотя и раскололи мнение общественности об этом романе на два непримиримых лагеря. А, вот, со вторым томом «Мертвых душ», в котором помещики и даже сам Чичиков должны были «исправиться» и стать «образцовыми гражданами», у писателя произошла странная история.
По одной из версий, Гоголь написал второй том «Мертвых душ», но под влиянием душевного расстройства сжег его в июне 1845 г. Как известно, вернувшись из-за границы, Николай Гоголь четыре последних года своей жизни прожил в Москве, где писателя приютил в особняке на Никитском бульваре ценивший его талант граф Александр Толстой. К 1949 г. Гоголь заново написал часть второго тома и читал вслух его отдельные главы у Смирновой, Шевырева, Аксаковых. Однако считается, что в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. Гоголь в состоянии душевного надлома (прямых доказательств этому событию нет) сжег полностью готовый второй том «Мертвых душ», исповедовался, причастился, 18-го февраля соборовался и утром 21-го в возрасте 42-х лет скончался. Друзьям писателя лишь в 1853 г. удалось частично восстановить второй том «Мертвых душ» благодаря случайно уцелевшим черновикам. Биографы Гоголя считают, что «двойное сожжение» второго тома «Мертвых душ» (если оно действительно было) происходило на фоне его душевных метаний, отягощенных религиозностью, мистицизмом, а также отсутствием семьи, детей и постоянных привязанностей.
И, все-таки, хотя конец жизненного пути Николая Гоголя был довольно печален, оставленное им огромное творческое наследие оказало большое положительное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой литературы. Николай Гоголь — до сих пор остается одним из самых читаемых писателей России. Память о нем увековечена в названии улиц ряда городов России, Украины и Белоруссии. В его честь установлены памятники в Москве, Нежине, Киеве, а в других памятных Гоголевских местах имеются бюсты и мемориальные доски. Именем Гоголя были названы корабль и даже кратер на Меркурии.
Популярный актер Евгений Воскресенский, сыгравший более 100 ролей в кинофильмах и телесериалах, «как две капли воды» похож на писателя Николая Гоголя в зрелые годы. Недаром, он так глубоко вошел в образ, когда играл главную роль в картине «Гоголь. Прощальная повесть», снятой к 200-летию классика. Московский портретист Аида Лисенкова-Ханемайер любезно предоставила к публикации созданный ею портрет «Евгений Воскресенский в трех амплуа» (холст, масло 60*80 см) этого талантливого актера в образе Гоголя, который мы публикуем вместе с этой статьей.