Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
ВХОЖДЕНИЕ В ОБРАЗ ГОГОЛЯ
Газета «ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК», 16–30 апрель 2014 г., 8(200), с. 15
Со дня рождения классика нашей литературы Николая Гоголя в этом году исполняется 205 лет. Творчество этого яркого, самобытного и необычайно многопланового для своего времени автора оказало весьма благотворное влияние на развитие всей от­ечественной культуры.

Портрет маслом по фотографии на заказ

Писатель, поэт, драматург, критик и публицист Николай Гоголь происходил из старинного казацкого рода. Родился он 1 апреля (20 марта) 1809 г. в много­детной дворянской семье, в деревне Сорочинцы Полтавской губернии. Детство Гоголя проходило в разнообразной по социальному и этническому со­ставу малороссийской среде, в которой говорили как на украинском, так и на русском языках. От отца к не­му в те годы перешел интерес к домашнему театру, для которого глава семейства писал замечательные пьесы на украинском языке. А от матери он почерп­нул глубокий интерес к христианской вере, а также к украинским традициям, обычаям, народной магии и мистике.

В 1828–1829 гг. Гоголь учился в Нежинской гим­назии, где был не слишком прилежным учеником, однако удивлял окружающих превосходной памятью и пылким воображением. Еще с тех времен Гоголь ис­пытывал интерес к прозе и поэзии, производя свои первые «литературные опыты».

Материальные затруднения и скудная помощь, оказываемая ему со стороны матери, которая сама была стеснена в средствах, вынуждают Гоголя про­бовать силы на государственной службе. Однако карьера чиновника была недолгой и уже через не­сколько лет он целиком сосредотачивается на ли­тературе, сближаясь с Пушкиным, Жуковским и с их окружением. Этот поворот жизненного пути Нико­лая Гоголя ознаменовал рождение нового классика российской литературы, создающего творческое наследие, исчисляемое десятками талантливейших произведений.

Ведь, не просто так целые поколения россиян на всю жизнь запомнили созданные воображением Гоголя яркие и колоритные образы влюбленного в Оксану кузнеца Вакулы, пожилых казаков Чуба, Го­ловы и Пацюка, отца Кондрата, ведьмы Солохи и даже такого мистического персонажа, как Черт. Гениаль­ная фантазия этого писателя еще в ранних сборни­ках его произведений, таких как «Вечера на хуторе близ Диканьки», очаровывала воображение и юных читателей и более взрослых книгочеев невероятной смесью мистики, народных предрассудков и непод­дельного реализма. Взрослея, многие из нас с инте­ресом читали его повесть «Вий», а потом смотрели еще и довольно удачную экранизацию творения Гого­ля с замечательными актерами Натальей Варлей и Ле­онидом Куравлевым в главных ролях. В этой повести писатель отдает изрядную дань своему увлечению мистикой и народной магией, но именно это делает ее столь незаурядной.

Большое впечатление до сих пор производит на читателей созданный Николаем Гоголем героический образ одного из предводителей освободительного движения украинского народа — казака Тараса Буль­бы, этого несгибаемого борца за свободу народа и православную веру против иностранных захватчи­ков — польских панов. Запомнились поклонникам щедрого таланта Николая Гоголя и многие другие его произведения, написанные в сатирическом, а порой и в юмористи­ческом ключе. Бессмертная комедия «Ревизор», соз­данная писателем в середине 19-го века актуально воспринимающаяся и сегодня. Что ж, как видно, вре­мена меняются, но некоторые отрицательные черты «национального характера», такие, как, коррупция, чинопочитание, казнокрадство и взяточничество, остаются.

Особое место занимает в творчестве Гоголя его многоплановый роман (сам писатель определил его жанр как поэму) «Мертвые души», где в сатирическом ключе показана реальная жизнь царской России с ее помещиками, крепостными и прослойкой свободных людей — разночинцев. Тонкая наблюдательность, жизненный опыт, социальная сатира и великолепный юмор, использованные писателем в данном произ­ведении, были высоко оценены его поклонниками, хотя и раскололи мнение общественности об этом романе на два непримиримых лагеря. А, вот, со вто­рым томом «Мертвых душ», в котором помещики и да­же сам Чичиков должны были «исправиться» и стать «образцовыми гражданами», у писателя произошла странная история.

По одной из версий, Гоголь написал второй том «Мертвых душ», но под влиянием душевного рас­стройства сжег его в июне 1845 г. Как известно, вернувшись из-за границы, Николай Гоголь четыре последних года своей жизни прожил в Москве, где писателя приютил в особняке на Никитском буль­варе ценивший его талант граф Александр Толстой. К 1949 г. Гоголь заново написал часть второго тома и читал вслух его отдельные главы у Смирновой, Шевырева, Аксаковых. Однако считается, что в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. Гоголь в состоянии душев­ного надлома (прямых доказательств этому событию нет) сжег полностью готовый второй том «Мертвых душ», исповедовался, причастился, 18-го февра­ля соборовался и утром 21-го в возрасте 42-х лет скончался. Друзьям писателя лишь в 1853 г. удалось частично восстановить второй том «Мертвых душ» благодаря случайно уцелевшим черновикам. Био­графы Гоголя считают, что «двойное сожжение» вто­рого тома «Мертвых душ» (если оно действительно было) происходило на фоне его душевных метаний, отягощенных религиозностью, мистицизмом, а так­же отсутствием семьи, детей и постоянных привя­занностей.

И, все-таки, хотя конец жизненного пути Нико­лая Гоголя был довольно печален, оставленное им огромное творческое наследие оказало большое положительное влияние на развитие не только от­ечественной, но и мировой литературы. Николай Гоголь — до сих пор остается одним из самых чита­емых писателей России. Память о нем увековечена в названии улиц ряда городов России, Украины и Бе­лоруссии. В его честь установлены памятники в Мо­скве, Нежине, Киеве, а в других памятных Гоголевских местах имеются бюсты и мемориальные доски. Име­нем Гоголя были названы корабль и даже кратер на Меркурии.

Популярный актер Евгений Воскресенский, сыграв­ший более 100 ролей в кинофильмах и телесериалах, «как две капли воды» похож на писателя Николая Го­голя в зрелые годы. Недаром, он так глубоко вошел в образ, когда играл главную роль в картине «Гоголь. Прощальная повесть», снятой к 200-летию классика. Московский портретист Аида Лисенкова-Ханемай­ер любезно предоставила к публикации созданный ею портрет «Евгений Воскресенский в трех амплуа» (холст, масло 60*80 см) этого талантливого актера в образе Гоголя, который мы публикуем вместе с этой статьей.


Александр Зинковский