Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
ВЫСТАВКА АИДЫ - 2012
газета «Вузовский Вестник», №1(169), январь 2013, стр.15-16
В конце октября в Государственном выставочном зале «Творчество» прошла очередная персональная выставка известного московского художника Аиды Лисенковой-Ханемайер.

Со вступительным словом к искусствоведам, журналистам и всем ценителям ее творчества обратился директор выставочного зала Григорий Гинзбург. Он подчеркнул, что выставка Аиды называется «Сыны и дочери России 1812-2012», причем, многие из современных героев, чьи портреты кисти Аиды находятся в экспозиции, присутствуют в зале. Как искусствовед, Гинзбург отметил, что работы Аиды, в отличие от картин многих других художников, не просто красивы, но наполнены еще и глубоким гражданским смыслом.

После выступлений самих героев страны, изображенных на холстах Аиды, а также после высказывания мнений остальных гостей, закончившегося вручением виновнице торжества диплома Всемирной международной академии инновационных технологий (за реализацию творческих идей и поддержание связи между историческими эпохами русского искусства и культуры) она любезно согласилась дать интервью для нашей газеты.

— Аида, расскажите, как Вы пришли к мысли заняться героической тематикой, и провести именно такую выставку?

— Это моя 32-я персональная выставка. Сначала они посвящались просто моему творчеству, а затем персональные выставочные композиции начали приобретать название и тематику. Наконец, тематика перешла в тему. Так в моей выставочной практике стало проявляться стремление к неким высоким, непреходящим ценностям. Желание показать себя, вполне естественное для художника, перешло в желание возвысить других, достойных, порой незаслуженно забытых героев нашей Великой Страны.

— Как Вы находите героев для реализации Ваших замыслов?

— Чаще всего это случается к знаменательным датам. Когда наша культурная общественность вспоминает кого-нибудь из писателей, поэтов, ученых, мне приходит в голову посмотреть на него с неожиданного, непривычного ракурса, разбивающего стереотипы и в то же время ему свойственного. Так появился, одним из первых, двойной портрет — «Счастливый Пушкин».В дни, когда художники возвеличивали на юбилей поэта этого гения России, я придумала композицию интимного, домашнего сюжета, где поэт в нижних рубахах рядом с немного растрепанной Натали (или в ночном платье, как решит сам зритель) счастливо прижимает голову к ее уже округлившемуся животу. Зрительская и даже коллег реакция на этот портрет была столь приятна для меня, что, как говорится: «Тут Остапа понесло...». Именно после этого родились такие портреты, как: «Марина Цветаева. Душа не отпетая», «Владимир Высоцкий. Гамлет с Таганки», «Антон Чехов и Ольга Книппер», «Владыка Лавр», «Юрий Гагарин. Голубь Ноя», «Михаил Ломоносов», «Кутузов и Наполеон — два полководца», «Екатерина Великая и князь Потемкин», «Отто Шмит и Михаил Водопьянов», «Денис Давыдов — поэт и офицер» и т.п.

Взглянуть на известного героя с неожиданной стороны, вложить в него свой убедительный в изобразительном плане смысл — разве не может не вызывать это у художника почти ребячий восторг!? Но, по мере того как известные и харизматические герои прибавлялись в моем арсенале, жизнь начинала сталкивать меня и с судьбами людей великих, достойных, но: либо незаслуженно забытых историей, либо не прославленных нашим несовершенным патриотическим воспитанием, либо, по скромности своей, не показавшим нашей общественности всю безмерную полноту своего подвига перед Отечеством. Так, неожиданно для себя, я и приобрела новое направление — тему забытых героев.

— Выставка названа «Сыны и дочери России 1812-2012». Каких особенно «забытых героев» Вы представили к этой теме?

— Например — портрет Антона Антоновича Скалона, героя 1812 года. Француз по происхождению, он родился и жил в России, возглавлял казачий полк. Пользовался безмерным уважением солдат, был отмечен государем за максимальное сбережение солдатских жизней, вверенных ему под руководство. Во время войны с Наполеоном, вынужденный отходить, он предпринял маневр контрнаступления с горсткой верных ему людей, чтобы сохранить наши отступающие войска, дать возможность им воссоединиться с основной русской армией. Сам Наполеон был потрясен храбростью этого генерала, и приказал похоронить Скалона со всеми подобающими его званию почестями, сказав, что если бы хотя бы треть его армии состояла из таких генералов — она была бы непобедимой.

— Расскажите о наиболее солидной части экспозиции — двадцати портретах Героев СССР и РФ. На афише звучало, что выставка проводится «совместно с Бородинской панорамой». Какую роль играет здесь этот уважаемый музей?

— Самую реальную: двадцать портретов героев — это ровно половина сделанных мною образов, которые торжественно будут предоставлены в декабре от имени Клуба героев Музею героев, который в свою очередь является филиалом музея Бородинская панорама. Так что, если бы все сорок портретов этой серии были бы сейчас на выставке, это, пожалуй, смотрелось бы посолиднее.

Конечно, поначалу мысль была более широкомасштабной: сделать выставку всех написанных мною портретов для этого музея. Но возникли организационные проблемы со страховкой уже переданных портретов. Претензий, конечно, у меня к персоналу музея нет. Они всей душой хотели предложить для экспонирования тридцать уже принятых на хранение моих работ, но это не получилось по чисто бюрократическим причинам. В результате, вместо запланированных семидесяти портретов современных Героев Отечества, представлены только двадцать. Зато основной уклон темы стал более широкомасштабным: Герои 200-летней истории нашей страны на выставке представлены калейдоскопом различных профессий, не только военных. В какой-то степени я даже довольна, что у зрителя не могло сложиться впечатления, будто бы я — художник маленького, казенного портретного формата. Ведь музейные работы имеют строгий формат 45х35см и жесткие рамки, как стилистические, так и военно-форменные.

— На выставке, по моим подсчетам, находится около ста Ваших картин. Многие из них не являются коммерческими проектами, не говоря уже о частных портретах, которых на выставке немало, и уж, тем более, о «музейных» работах. Для художника эта экспозиция является убыточной: аренда, фуршет, перевозка... Кто помогает Вам финансировать эту «музейную авантюру»?

— Никто. Безумство? С одной стороны — да, с другой, это и есть истинное предназначение художника. Посмотрите на день, в который проходило открытие выставки: хмурый, промозглый, середина недели, вечер..., а зал был полон. И это — не работники Музея героев и не начальство из Клуба героев, не спонсоры и меценаты. Это — простые люди. Что привело их сюда? Что заставило почти полторы сотни человек отложить все свои вечерние дела перед рабочим днем и прийти в небольшую двухзальную галерею на выставку всего лишь единственного художника?

Зато, какие люди пришли — Герои России и Советского Союза со своими женами! Причем некоторые из них были из прошлой, музейной уже серии. А знаете, какая это была серия? Это была серия героев Великой Отечественной войны. И эти великие люди нашей страны дошли до моей выставки! Любимые мои, в ноги Вам кланяюсь!

 

Беседовал Александр ЗИНКОВСКИЙ

 

На снимках: Аида в кругу героев своих портретов на выставке 2012 г.; портрет Героя войны 1812 года поэта и офицера Дениса Давыдова; портрет «Кутузов и Наполеон — два полководца»; портрет Героя СССР и РФ Анатолия Андронова; портрет Героя войны 1812 года генерала Антона Скалона; портреты Героев СССР и РФ Светланы Савицкой, Александра Райляна, Геннадия Ирейкина.